Открытое интервью с Михаилом Шемякиным

3 октября в 19:00 в Здании Двенадцати коллегий состоится открытое интервью с Михаилом Шемякиным. Ведущий — Александр Малич.

Михаил Шемякин — художник, график, скульптор, исследователь искусства, известный каждому петербуржцу благодаря памятникам Петру I в Петропавловской крепости и Жертвам политических репрессий напротив Крестов, балету «Щелкунчик» в Мариинском театре и многочисленным выставкам в Русском музее и Центре Михаила Шемякина.

Михаил Шемякин не только поделится своими размышлениями о сегодняшнем дне и влиянии политики на арт-бизнес, но и расскажет о своем научном исследовании под названием «Воображаемый музей», за которое он был удостоен пяти докторских степеней в университетах Европы и Америки. Этот год художник посвятил теме «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве»: Центр Михаила Шемякина проводит одноименную выставку и выпускает ее каталог, первый экземпляр которого будет представлен на встрече.

Заказать каталог заранее вы можете в нашем магазине.

0

Выставочный проект «Маска»

При слове «маска» мы вспоминаем о карнавале, о театре и… о новогодних маскарадах советского времени. Выставочный проект «Маска» рассказывает о трансформациях одного из главных атрибутов праздника в XX и XXI веках в России.

Русская традиция масок связана прежде всего с рождественскими колядками и ряжеными, однако праздничная реформа Петра I укореняет в Северной Венеции европейские карнавалы и маскарады. Революция 1917 года провоцирует второй праздничный переворот: Рождество и маскарады заменяют Новым годом. Шестиконечная звезда на ёлке становится пятиконечной, и архетипические карнавальные образы подменяются героями передовиц советских газет и сказок. Вместо Арлекина теперь клоун Юрий Никулин, роль Иисуса Христа играет вознесшийся на небо и вернувшийся к людям Юрий Гагарин (сравните с образом улетающего Олимпийского мишки), а образ Девы Марии в синем одеянии подменяется Снегурочкой в голубой шубке. Еще одной важной приметой XX века становится массовое производство: маска перестает быть рукотворной и выходит в тираж. Одна из фабрик — «Ленигрушка» — находилась в Ленинграде и славилась на всю страну качеством своей продукции. Созданные художником и скульптором Львом Разумовским специально для этого завода игрушки хранятся теперь в частных коллекциях и музеях, среди которых — Русский музей. В это же время художники увлекаются темой карнавала и создают нетиражные, необычные образы в своих произведениях.

 

Первой частью проекта «Маски» была выставка «Михаил Шемякин. На игле карнавала», открытая в рамках Санкт-Петербургского культурного форума 15 ноября. Художник в течение 25 лет участвует в Венецианском карнавале как перформер и создает не только отдельные образы, но и целые шествия, например, «Посольство Петра Великого» или «Memento mori». Вы увидите костюмы, маски, парики и фотографии самых эффектных карнавальных образов, пойманных художником в объектив фотоаппарата, а также серию «Карнавалы Санкт-Петербурга» и оригинальную графику «Тротуары Парижа. Цирк». Подробнее…

Выставка «Маски. Взгляд коллекционера» служит ее продолжением. В её основе демонстрация уникального собрания Гули Ефановой. Она около десяти лет коллекционирует старинные елочные игрушки, которые экспонируют ведущие музеи Петербурга. На выставке будет впервые представлено ее собрание советских новогодних масок (среди них есть работы Льва Разумовского), открытки, фотографии и афиши маскарадов.

Приобрести билеты…

Генеральный спонсор выставочного проекта — Банк ВТБ (ПАО).

Возрастное ограничение 0+

Вернисаж 11 декабря в 19:00

Выставка продлится до 8 января 2019 г.

График работы Центра Михаила Шемякина:

Со вторника по воскресенье, 11:00 — 20:00.

Выходные: 17, 19, 24, 30, 31 декабря, 1 января.

Сокращенный рабочий день выставки с 17:00 до 20:00 в связи с новогодними представлениями:
в дни 20, 22, 25 декабря, со 2 по 6 января включительно.

0

Акция #СпросиКуратора в ЦМШ

12 сентября 2018 года по всему миру прошла акция #СпросиКуратора #AskCurator.

Мы попросили ответить на ваши вопросы художественного директора Центра Михаила Шемякина — Ольгу Сазонову.

Смотрите ответы на самые интересные вопросы на нашем youtube-канале!

0

Дизайнер Олег Пащенко представит новый проект в ЦМШ

11 сентября в 19:00 Олег Пащенко расскажет о своем новом проекте «Те́ло спало́», отобранном Михаилом Шемякиным по итогам конкурса на тему «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве».

Олег Пащенко:
Меня беспокоят телесные границы и их нарушение.
Граница, отделяющая меня от моего тела.
Граница между субъектом телесности и телом как объектом.
Телесность как травма.
Поверхность кожи как картинная плоскость, и наоборот.
Картинная плоскость как болевой порог.
Граница, при пересечении которой изображение объекта становится самим объектом.
Граница между сном и бодрствованием.

Олег Пащенко родился в 1971 году в Москве. В 1994 году окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова. Работал в области дизайна, в 2002–2010 гг. был арт-директором Студии Артемия Лебедева, лауреат ряда премий, в том числе Бронзового Льва Международного фестиваля рекламы «Каннские львы» (2001). Преподаёт в Школе дизайна Высшей школы экономики. Снялся в фильме «100 лет дизайна» — альманахе про мировую историю дизайна от лучших русских дизайнеров и дизайн-студий.

В фильме Олег Пащенко рассказывает про разницу между художником и дизайнером, про дизайн как активное отношение к жизни и исправление ошибок.

0

Новая система поддержки современных художников

Летом 2018 года мы опробовали новую систему поддержки современных художников в рамках выставки «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». Теперь каждый, кто прошел отбор Михаила Шемякина, может показать свой собственный проект из нескольких работ в рамках выставок из цикла «Воображаемый музей».

Смотрите подборку видео и знакомьтесь с современными художниками, по-своему интерпретирующими тему пеленания, бинтования и укутывания в искусстве.

Если вы — художник, следите за нашими новостями в разделе Новости для художников.

Михаил Шемякин о выставке «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». Художник Олег Ильдюков о своем проекте в рамках выставки в репортаже ТВ «Санкт-Петербург»

«Война под листьями» Антона Якушева

«Сияние» Владимира Михайлуцы и «Срединная поверхность» Алены Коган и Вадима Гололобова

Выставка трех художников «Наблюдатели»: произведения Юрия Никифорова, Евгения Харланова и Сергея Некрасова

0

Начинаем театральный сезон в Центре Михаила Шемякина

«Воображаемый музей Михаила Шемякина» объединяет самые разные виды искусства: от изобразительного и декоративно-прикладного до театрального. На выставке из цикла «Воображаемый музей» на тему «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» мы представляем вам два события в сфере театра: спектакль «Офелия в бинтах» Лилии Бурдинской и опыт «Ритуал» компании DIPP.

DIPP.«Ритуал»

«Ритуал» — это не спектакль, не перформанс, не хэппенинг, здесь нет актеров и театральной игры. Это опыт художников DIPP, который готовился в течение 2,5 лет и оказался созвучен исследованию Михаила Шемякина «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». В «Ритуале» главным материалом художников станет человеческое тело и тонна черной одежды, которая полностью преобразует пространство Центра Михаила Шемякина.

DIPP — компания художников, которые занимаются исследованием в области искусства. Одной из их работ стал опыт «Земля» на «Ночи музеев −2017», где в тумане посетители на ощупь находили на вертикальной стене траву, и происходил сбой привычного представления о том, где верх, а где низ.

Лилия Бурдинская. «Офелия в бинтах»

Офелия из шекспировского «Гамлета» — один из самых загадочных персонажей литературы: мы так мало о ней знаем и так легко ее себе представляем. В новом моноспектакле «Офелия в Бинтах» Лилия Бурдинская слой за слоем, словно снимая бинты с раны, обнажает простую историю сложной девушки. А что, если забинтованные раны Офелии напомнят вам о ваших?

Лилия Бурдинская — российский хореограф и visual artist, обладательница гран-при фестиваля «Context. Диана Вишнева». Автор танцевальных спектаклей: «Мегаполис», «Мистер Ч.», «I Love Me(N)», «Миф» в соавторстве с Эрезем Зоар (Batsheva Dance Company) «Appolonov» специально для Kibbutz Ga’aton(Израиль), «FOREST» и многих других. В 2017 г. на Дягилевском фестивале состоялась мировая премьера хореографического спектакля «Распад атома» в постановке Лилии Бурдинской с Алисой Хазановой в главной роли.

0

Мы открыли новую экспозицию

3 августа мы открыли на первом этаже новую экспозицию «Шемякин. География выставок» (подробнее о выставке здесь).

Посмотрите, как это было, в нашем репортаже:

Будем рады видеть в Центре Михаила Шемякина!

0

Новая экспозиция «Шемякин. География выставок»

Михаила Шемякина можно по праву назвать космополитом: еще с раннего детства его семья часто переезжала вслед за отцом-военным, впоследствии и он сам трижды менял страну проживания и дважды совершал переезды через Атлантический океан, перевозя свою огромную библиотеку.

Произведения художника выставлялись более чем в 75 городах и фактически совершили кругосветное путешествие по миру. Новая экспозиция в Центре Михаила Шемякина рассказывает о географии выставок художника. События воссоздаются при помощи плакатов, бережно им сохранённых.

Однако самые ранние выставки, проходившие в 1960-е годы, не сопровождались афишами, и сегодня Михаил Шемякин воссоздаёт их по своим воспоминаниям: «Первый показ моих работ состоялся в 1961 году, на открытие которого я был доставлен без пиджака, галстука, без белоснежной сорочки и даже без штанов, в одних белых советских кальсонах, в майке и тапочках на босу ногу. Столь непрезентабельный для „вернисажа“ вид объяснялся тем, что демонстрация работ проходила в стенах специализированной психиатрической больнице при Военно-медицинской академии, где я находился на принуд. лечении. Большая зала аудитории была под завязку забита молодыми врачами-психиатрами, желающими поглазеть на работы странного пациента и на него самого».

Оригинальные работы художника с прошлых экспозиций — картины из серий «Жизнь Рембрандта», «Крысы», полотно «Инфанта (Госпожа Смерть)» и многие другие позволят посетителям погрузиться в многообразие его творчества. Фотографии, пригласительные билеты, вырезки из газет и журналов, рецензии известных деятелей искусства восстановят хронику событий и атмосферу вернисажей. Будут также представлены раритетные издания — каталоги выставок 1970-1980-х годов (некоторые можно будет не только посмотреть, но и приобрести в сувенирном магазине Центра Михаила Шемякина).

Куратор выставки Ольга Сазонова: «Вглядываясь в работы художника, мы видим, как они таят в себе культуру той или иной страны, нации. Его куртуазные работы парижского периода с кантиленной линией рисунка сильно отличаются от контрастных джазовых импровизаций нью-йоркской графики. В работах Шемякина всегда ощущается текст и мифология места, его genius loci».

Смотрите репортаж с открытия:

0

Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве

Выставка «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» показывается публике впервые. В нее вошли около 600 изображений — произведения искусства от III тысячелетия до нашей эры вплоть до сегодняшнего дня. Художники, используя этот художественный прием, будят в нас самые древние чувства — воспоминания о болезнях и ограничении свободы, надежды на выздоровление, боязнь трансцендентного и страх смерти. Посетители выставки вместе с творцами разных эпох смогут смело посмотреть своим страхам в лицо.

Михаил Шемякин: «Я занимаюсь более 50 лет „Воображаемым музеем“, у меня громадная библиотека во Франции, свыше 1000 м2. Здесь я не имею права любить или не любить, я просто аналитик, авиатор, который парит над историей, выдергивает образы и сопоставляет их. Тема забинтованной фигуры меня интересовала давно. Она начинается с мумий Древнего Египта, продолжается в „Воскрешении Лазаря“ в русской иконе и изначально была связана с ритуалами. В современном мире это может быть результатом болезни художника или быть художественным приемом, как у Христо, который упаковал Рейхстаг».

Доктор философских наук Александр Погоняйло пишет о выставке «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» так: «Первая мысль — о ране и боли. Вторая — о желании спрятать и спрятаться за бинтами. Третья (нумерация мыслей произвольная) — о покойниках и привидениях. Четвертая — о младенцах. Пятая — о путах, цепях, связанности и скованности. Шестая — о пластических возможностях образа: бинт и особенно обматывающая бечевка ощутимо выделяют форму фигуры, упрощая ее, обобщая. Седьмая… Продолжать можно долго. Не исключено и подозрение, что вас дурачат с самым серьезным видом… Есть разыгранный перформанс на эту тему: обмотав бутыль полосой ткани, художник спрашивает, сколько это будет стоить, если я это подпишу?»

Каждый день в 12:00, в 15:00 и в 18:00 — обзор выставки вместе с экскурсоводом (для участия необходим входной билет на выставку).

ПРОЕКТ МИХАИЛА ШЕМЯКИНА «ВООБРАЖАЕМЫЙ МУЗЕЙ»
«Воображаемый музей. Антология форм» — это авторский проект художника и скульптора Михаила Шемякина. Основой его стал анализ и уникальная научная классификация миллионов образов, собранных из книг по искусству, журналов, каталогов аукционов, фотосъемок музейных архивов, старых гравюр, произведений различных видов искусства. Исследование насчитывает уже более 700 тем по 1500-10000 изображений в каждой.

Выражаем искреннюю благодарность депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Денису Четырбоку за личный вклад в развитие проекта «Воображаемый музей».

НАШ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР — БАНК ВТБ

График работы Центра Михаила Шемякина:
Со вторника по воскресенье, 11:00 — 20:00.
Выходной — понедельник.

0

Лекция Владимира Михайлуца о люминографии

6 июля в 19:00 пройдет лекция Владимира Михайлуца о люминографии.

Руководитель Люминографического общества поделится опытом работы в области люминографии. В программе лекции — экскурсия по Центру Михаила Шемякина.

Регистрируйтесь на встречу!
Билеты здесь.

0
Страница 2 из 44 12345»