РБК daily: «Каждый художник по-своему решает, что такое для него башмак»

МИХАИЛ ШЕМЯКИН привез в Россию выставку «Башмак в искусстве», которая уже побывала в Америке, а теперь открылась в помещении Фонда Шемякина на Садовой улице в Санкт-Петербурге. Художник рассказал корреспонденту РБК daily ТАТЬЯНЕ ФИЛИППОВОЙ о связях между башмаками и искусством, а также о своих новых проектах.

— Если бы я не видела на канале «Культура» ваш фильм «Башмак в искусстве», могла бы подумать, что это выставка, представляющая дизайнерскую обувь.

— Нет, дизайн башмаков мы здесь не показываем. В Америке есть известная песня «Башмаки не созданы для ходьбы», и она является ключом к этой выставке. На ней собраны материалы, показывающие историю башмаков начиная с древних времен и по сегодняшний день. В основном это башмаки, не предназначенные для ходьбы или в силу каких-то обстоятельств доведенные до гротеска. Например, громадные ботфорты, в которых в средние века скакали почтальоны, гонцы, в которые они впрыгивали в собственных сапогах. Можете себе представить размеры этих ботфорт.

— Вот откуда, значит, пошли сапоги-скороходы?

— Наверное, да. Часть нашей выставки посвящена ритуалам, связанным с обувью. Это чрезвычайно интересный материал для исследований. Я думаю, что обычай вывешивать за дверь рождест­венский чулок, который к утру обычно наполняется конфетами или подарками, идет от древней еврейской традиции — башмак считался символом благополучия. Может быть, оттого, что босой человек воспринимался как несчастный бедняк, который не может даже заработать себе на обувь.

Один художник из Абхазии прислал очень интересное свидетельство того, чем башмак являлся в сознании абхазцев с того момента, когда они столкнулись с императорской Византией. Подданные императора или иноземцы, которые прибыли к нему на аудиенцию, падали ниц и двумя руками ставили его туфлю себе на голову в знак высочайшего смирения, подчинения и уважения. Абхазцам это так понравилось, что они сшили головной убор в виде императорского башмака.

Выставка состоит из таких предметов и арт-объектов, созданных современными художниками, каждый из которых по-своему решает, что такое для него башмак. Есть туфли из стекла, пробки, булавок. Все это интересно мне как человеку, изучающему психологию и философию искусства, и будет, я думаю, интересно публике. Я уже наблюдал в Америке, как на выставку приходят фермеры, сначала в одиночку, потом приводят свои семьи, с интересом разглядывают экспозицию и обсуждают между собой.

— Материалы вашего Института философии и психологии творчества сейчас находятся во Франции. Какой вы видите их судьбу?

— Я считаю, что эти уникальные результаты исследований, которые я веду уже 45 лет, должны быть переведены в цифру — слава новым технологиям! В электронном виде они будут храниться в одной из центральных библиотек Петербурга, на их основе будут издаваться книги. А сами материалы, которые могут пострадать от влаги и от перепадов температур, останутся во Франции, где мы создали специальные условия для их сохранности. Это редчайшие материалы, не дай бог что с ними случится.

Часть исследовательских материалов в течение многих лет участвует в программных просветительских выставках в Фонде художника Михаила Шемякина. Можно сказать, что не зря медаль «Сделано в Санкт-Петербурге» за выставочную и научно-исследовательскую деятельность вручена была моему фонду. Правда, никакой материальной поддер­жки от правительства или Министерства культуры фонд никогда не получал. Поэтому вести образовательные программы фонду нелегко.

— Когда вас можно ждать в Москве?

— Осенью. В этом году я занимаюсь художественным оформлением фестиваля «Спасская башня», организатором и главным идеологом которого является комендант Кремля генерал Сергей Хлебников. На этот фестиваль вот уже несколько лет съезжаются музыканты со всего мира, причем участвуют в нем не только военные оркестры. Поскольку нынешний год юбилейный, исполняется 200 лет с начала кампании 1812 года, естественно, центральной будет именно эта тема. Я со своими ассистентами занимаюсь праздничным оформлением Красной площади для церемонии открытия и закрытия фестиваля. Поскольку сами французы называли русского императора Александра Освободителем, церемония примет дружеский характер — на площадь будет выезжать колесница мира. Сейчас я работаю с кавалерией, акробатами, технологами. На площади будет устроена конная карусель со штандартами тех полков, которые особенно отличились в боях с Наполеоном, поэтому сейчас делаются копии знамен, которые хранятся в Музее армии, это долгая, кропотливая работа. Плюс поиск денег, спонсоров… ну что мне вам говорить об этом, вы живете в России.

— А ваши театральные проекты?

— С Полуниным и театром «Дерево» мы сейчас разрабатываем несколько перформансов для Петербурга. Больше ничего не скажу, это секрет.
Источник

0

Добавить комментарий


Нажимая на кнопку «Добавить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.