Российская Газета: Два сапога — пара

Михаил Шемякин открыл в Петербурге выставку «Башмак в искусстве»

Новая научно-исследовательская экспозиция разместилась в Фонде Михаила Шемякина.

Первое, что видишь при входе в зал, громадные кожаные ботфорты, сапоги французского почтальона XVIII века. Настоящие, не копия! Образы из «Воображаемого музея Михаила Шемякина» собраны им из разных источников: книг, журналов, музейных и частных коллекций, выставочных каталогов, старых гравюр и собственных фотографий. Петербуржцы уже видели уникальные работы на темы «Шар (рука, смерть, крик, монстры) в искусстве».

Представлено более 250 изображений «башмака, не созданного для ходьбы». А также артефакты из коллекции Михаила Шемякина, среди которых сапоги французских «бурлаков», соломенные калоши немецких солдат времен Второй мировой войны, ювелирные изделия в форме башмака (например, запонки и подвеска). Интересно увидеть, как выглядели старинные вывески обувных магазинов: в Италии в XIX веке, во Франции примерно в 1900 году. А рядом фантазии современных художников, своеобразные иллюстрации известных поговорок: «Два сапога — пара», «Прощай, молодость!», «Сапоги каши просят», «Под каблуком», «Сапожник без сапог». Резиновые, фарфоровые, бронзовые сапоги, расшитые вручную туфли. И даже в форме головных уборов. В центре зала гора настоящей обуви: кеды, кроссовки, туфли, сапоги, ботинки (все на левую ногу), раскрашенные детьми акварельными красками. Их принес друг Михаила Шемякина мим-лицедей Анвар Либабов.

— Каждый художник по-своему с ума сходит. Мы народ неуправляемый, с большими тараканами в голове, как говорят французы, — сказал на открытии выставки Михаил Шемякин. — Здесь, кроме разных прибамбасов, причуд, много чего интересного, любопытного. Есть туфли, связанные с определенными религиозными и национальными традициями. Обратите внимание на редкую фотографию: еврейское кладбище в Бердичеве. Такое ощущение, как будто дети-гулливеры сбросили башмаки и унеслись в поля или луга. Там нет типичных камней-памятников, а только гранитные глыбы, выточенные в форме колодки, полутора- и двухметровые, на которых высечены даты рождения и смерти усопших. В еврейской религии башмаку отведена большая роль. Это символ благополучия. Когда молодожены уходят в спальню, им вслед бросают башмак, туфлю. А у арабов, напротив, самым большим оскорблением считается бросание туфли в лицо.

Есть оригинальная работа абхазского художника: абхазец, на голове у которого башмак. Когда-то абхазцы приехали в Константинополь, в знак смирения визитеры ставили ногу императора себе на голову. Им это понравилось, и, вернувшись домой, они сделали головные уборы в виде императорского башмака и носили это на голове.

Здесь много оригинальных работ, которые предоставили молодые художники. Мы очень рады, что согласился принять участие известный петербургский художник Константин Симон. Выставки современных работ с каждым годом становятся все более интересными с точки зрения профессионализма. Экспонатов очень много, так что мы, как правило, делаем два вернисажа.

Выставка «Башмак в искусстве» будет работать по 6 сентября. После Петербурга выставка «Башмак в искусстве» поедет на Северный Кавказ. А в Фонде Михаила Шемякина откроется новая — «Кресло и стул в искусстве».

Текст: Светлана Мазурова

Источник

 

0

Добавить комментарий


Нажимая на кнопку «Добавить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.