Российская Газета: Одноглазый и хромой

В Петербурге Михаил Шемякин представил выставку «Стул в искусстве»

 
Михаил Шемякин открыл в Северной столице выставку «Стул в искусстве». Это уже седьмая научно-исследовательская выставка, которую известный художник и скульптор, аналитик, историк искусства представляет в своем петербургском Фонде, и еще один из проектов «Воображаемого музея Михаила Шемякина».

На открытии Шемякин признался, что с юных лет влюблен в стул Ван Гога. По его мнению, мало кто из интеллигентных людей не знает, что такое стул Ван Гога или стул Гогена.

— Стул — явление в нашей жизни обычное, — заметил художник. — Начиная с детского стульчика для кормления, который всем знаком, и кончая значительными в истории человечества креслами и тронами.

Исследованиями на тему «Стул и кресло в искусстве» Шемякин занимается много лет, собрано колоссальное количество изобразительного материала. То, что выставлено в Петербурге, — лишь крошечная часть. Из-за ограниченного пространства. Для сравнения: на выставке можно увидеть около 250 изображений, а в коллекции, которая хранится во Франции, их полторы тысячи. То же с оригинальными работами современных художников, которые прошли через конкурс, чтобы попасть на выставку. Достойных много, но сейчас Фонд демонстрирует всего около 60 экспонатов, и такое же количество будет представлено в начале 2013 года, когда произойдет смена экспозиции.

Работы выполнены в различной технике и направлениях: живопись, графика, фотографии, перформансы и инсталляции. Представлены перформансы Шемякина, фотографии инсталляций, которые придумали американские, японские, турецкие художники. Можно увидеть, как изображали стул живописец голландской школы Корнелис Дюсарт в 17 веке, Франсиско Гойя — в 18-м и Сальвадор Дали — в 20-м. В фантазиях художника спинкой стула становятся туловище человека или рука, красивая бабочка и даже высокие женские сапоги на каблуке, а подлокотники кресла или стула сделаны в форме рук. Стул рогатый, в форме вилки и ложки, «кресло крысиного короля», «стул алхимика», сломанный стул «одноглазый и хромой», башня из стульев, арт-объект «Памятник музейной хранительнице» (на обычном стуле лежат вязаная кофта, длинная юбка, сумка, а под ним — туфли). Фантазиям несть числа… А как сядешь на такой стул, где сиденье состоит из куриных яиц или гвоздей острием вверх, или оно с дырой посередине? Унитаз — тоже стул (кресло), и со спинкой. Кресло-качалка, инвалидное, стоматологическое (19 века, к слову), электрический стул…

— Можно придумать бесконечное количество изображений. Любопытно, что еще изобретет человеческий мозг: стул из таблеток аспирина, жидкого воздуха, неона, — предположил Шемякин. — Я вижу повторы, повторы и повторы. Например, многие художники отпиливают ножку стула или забинтовывают ее. Идеи носятся в воздухе. И многие даже не подозревают, насколько они похожи друг на друга, изобретая те вещи, которые до них уже были изобретены. Фактически, изобретают велосипед. В своих исследованиях я пытаюсь объединить и классифицировать это все, и если молодой художник хочет в данном жанре что-то сделать, он может посмотреть книгу (каталог, программу) и придумать что-то оригинальное — будет новое слово в данной теме.

Из Петербурга все экспозиции («Башмак в искусстве», «Шар в искусстве» и т.д.) переезжают в Майкоп. И никогда — в Москву.

— К сожалению, я очень мало работаю с Москвой, — заметил художник. — Это специфический город. Там охотнее выделяют площадки под различные рестораны, бутики, чем под культурные мероприятия. Но не всем, конечно. Зураб Церетели имеет такое количество помещений, но сколько я не просил его выделить мне площадку хотя бы метров в 200-300, в ответ слышал: «Не могу. Все занято». Учитывая его форматы…

Одновременно Шемякин занимается исследованиями изображений дивана и кровати в искусстве и пообещал, что будут и посвященные этим предметам вернисажи.

Отметим, что недавно Михаил Шемякин совместно с телеканалом «Культура» сделал фильм-лекцию «Стул в искусстве», где дает свой комментарий трансформации данного образа в истории искусства.

Справка «РГ»

Институт философии и психологии творчества — авторский проект Михаила Шемякина. Основой его стал анализ и уникальная научная классификация образов, собранных из книг по искусству, журналов, каталогов аукционов, фотосъемок музейных архивов, старых гравюр и других произведений различных видов искусства.


Текст: Светлана Мазурова

 

 

 

0

Добавить комментарий


Нажимая на кнопку «Добавить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных.