График работы: ВТ – ВС с 11:00 до 19:00

Федеральный познавательный журнал «Горец»: «СТУЛ В ИСКУССТВЕ» ОТ ШЕМЯКИНА

В Санкт-Петербурге в Фонде художника Михаила Шемякина открылась экспозиция, главным героем которой стал привычный всем предмет мебели. Среди выставочных работ – ретроспективные материалы и художественные работы современных авторов, которые прошли строгий отбор создателя выставки. Шемякин внимательно следил за тем, чтобы тема стула была раскрыта. 

Это уже седьмая научно-исследовательская выставка, которую известный художник и скульптор, аналитик, историк искусства представляет в своем петербургском Фонде, и еще один из проектов «Воображаемого музея Михаила Шемякина».

«Для меня каждый раз интересно находить новые варианты привычных вещей в искусстве. Для меня это всегда открытие», – признается мастер телеканалу «Культура».

Исследуя так называемую философию стула, Шемякин попытался разделить практическое и символическое значение этого предмета. Художник выяснил, что стулья бывают агрессивные, ущербные и мистические. Вся палитра представлена в трех сотнях картин, фотографий и гравюр. Художник признается, что это лишь малая часть тематического материала, который он собрал за 40 лет. На исследование его вдохновили такие мастера, как Ван Гог, Гоген, Пикассо и Матисс, которые не раз изображали стул на своих полотнах. Шемякин рассказывает, что собрал уже более миллиона изображений, но по-настоящему интересных произведений не так много. Художники разных эпох повторяют друг друга.

— Можно придумать бесконечное количество изображений. Любопытно, что еще изобретет человеческий мозг: стул из таблеток аспирина, жидкого воздуха, неона, — предположил Шемякин. — Я вижу повторы, повторы и повторы. Например, многие художники отпиливают ножку стула или забинтовывают ее. Идеи носятся в воздухе. И многие даже не подозревают, насколько они похожи друг на друга, изобретая те вещи, которые до них уже были изобретены. Фактически, изобретают велосипед. В своих исследованиях я пытаюсь объединить и классифицировать это все, и если молодой художник хочет в данном жанре что-то сделать, он может посмотреть книгу (каталог, программу) и придумать что-то оригинальное — будет новое слово в данной теме.

Из Петербурга все экспозиции («Башмак в искусстве», «Шар в искусстве» и т.д.) переезжают в столицу Адыгеи, в Майкоп. И никогда — в Москву.

— К сожалению, я очень мало работаю с Москвой, — заметил художник в интервью «Российской газете».— Это специфический город. Там охотнее выделяют площадки под различные рестораны, бутики, чем под культурные мероприятия. Но не всем, конечно. Зураб Церетели имеет такое количество помещений, но сколько я не просил его выделить мне площадку хотя бы метров в 200-300, в ответ слышал: «Не могу. Все занято». Учитывая его форматы…

Художник признается, что одновременно занимается исследованиями изображений дивана и кровати в искусстве и обещает, что будут и посвященные этим предметам вернисажи.

Отметим, что недавно Михаил Шемякин (Карданов) совместно с телеканалом «Культура» сделал фильм-лекцию «Стул в искусстве», где дает свой комментарий трансформации данного образа в истории искусства.

СПРАВКА 

Институт философии и психологии творчества — авторский проект Михаила Шемякина. Основой его стал анализ и уникальная научная классификация образов, собранных из книг по искусству, журналов, каталогов аукционов, фотосъемок музейных архивов, старых гравюр и других произведений различных видов искусства.

Источник