Гофманические балеты

Гофманические балеты

В 1967 году Михаилу Шемякину предложили оформить оперу Шостаковича “Нос” на учеб­ной сцене ленинградской консерватории. После первого показа спектакль был запрещен, и только несколько десятилетий спустя судьба дала мастеру возмож­ность реализовать свой “проект” театра, отражающий одну из главных особен­ностей его творческого архетипа. В конце 1990-х годов Валерий Гергиев пригла­сил художника для постановки балета Чайковского “Щелкунчик” в санкт-петербургском Мариинском театре, художественным руководителем которого он яв­ляется и по сей день. Знаменитый дирижер к тому времени создал новую интер­претацию музыки балета. Произведение, обычно рассматривавшееся как уют­ный рождественско-новогодний спектакль для детских утренников, получило неожиданно драматическую окраску. Непривычный темп исполнения с повы­шенной динамикой напоминал о трагических настроениях, овладевавших ком­позитором в последние годы жизни. Дирижеру представлялось, что сценические образы, декорации и костюмы должны выразить скрытую идею балета. При­глашая Шемякина в качестве постановщика, он подчеркнул однако, что не соби­рается навязывать художнику свой замысел и предоставил ему полную свободу в реализации собственных интуиций. В результате, мастеру удалось создать спектакль, в котором нашел выражение мир гофмановской фантастики, соеди­няющей сказочность с глубоким метафизическим подтекстом. Художник вос­становил атмосферу волшебной сказки, расставив акценты, позволяющие более отчетливо воспринять ее сокровенный смысл. У Гофмана в первой главе идет рассказ о детях “советника медицины” Штальбаума, нетерпеливо ожидающих рождественских подарков. Балет в традиционной постановке начинается со сце­ны торжественного прихода гостей. У художника действие разворачивается на гротескной раблезианско-гофманической кухне, где идет приготовление к празд­нику. Художник вводит новых “героев”, характеризующих основной конфликт сказки между Мари и царством мышей (у Шемякина — крыс), появляющихся вначале в безобидном виде “гуляк-недорослей”. На другой лейтмотив — мир сладо­стей Конфитюренбурга — также намекает ряд деталей (Человек-муха, пойманный у банки с медом и посаженный в клетку). Художник с виртуозной наглядностью показывает переход из повседневности в “иное гофмановское пространство”. Характерна сцена снежной бури, в которую попадает Машенька со Щелкунчиком. Этот эпизод обычно вопринимается как “лирическая пауза”. В интерпретации Шемякина он превращен во встречу с сила­ми смерти. Действие разворачивается на фоне мрачных руин готического храма. Они изображены по мотивам картины Каспара Давида Фридриха “Аббатство в Айхвальде” (1808-1810), хранящейся в Берлинской национальной галерее. С вет­вей лишенных листвы деревьев свисают мертвенно-голубоватые коконы: “не то прибежище зимних духов, не то коконы чудовищных насекомых”. Однако из одного кокона — в нужный момент — появляется магический крестный Дроссельмейер и помогает преодолеть нападение снежной бури. Второй акт проходит на фоне декораций, выполненных в “сладком” стиле, навеянном тек­стом “Шелкунчика”. Герои балета навсегда остаются в сказочном городе. У Гоф­мана путешествие в Конфитюренбург оказывается сном Мари, от которого она внезапно пробуждается. В литературе XIX века это был испытанный прием, к нему прибег и Гоголь в первой редакции своей повести “Нос”. Он оправдывал самые парадоксальные ситуации, создаваемые романтическим воображением, перед лицом публики, воспитанной на более “земных” произведениях. Только в самом конце сказки Гофман двусмысленно намекает на возвращение Мари в вол­шебную страну, “где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкаю­щие цукатные рощи, прозрачные марципановые рощи, — словом, всякие чудеса и диковинки”. В постановках балета обычно действие заканчивается пробужде­нием Машеньки, и сон остается сном. У Шемякина переход от тусклого и чуждо­го “бюргерского” быта в страну фантазии окончателен. В финале балета происходит свадьба Щелкунчика и Машеньки. Они триумфально высятся на огромном сахарном торте, который, однако, исподволь начинают подъедать вездесущие крысята.

Уже в ходе работы над балетом Шемякин столкнулся с проблемой, которая не­редко тревожила воображение хореографов. У Гофмана Машенькин крестный, “старший советник суда” Дроссельмейер, рассказывает девочке “Сказку о твер­дом орехе”, которая объясняет, как его племянник происками королевы Мышильды превратился в уродливого Щелкунчика. Поэтому ряд постановщиков хотел — в самой различной форме — восполнить традиционное либретто этой сказкой, без которой смысл всей истории остается неразгаданным. Знаменитый балетмейстер Ф. В. Лопухов вынашивал проект нового спектакля и даже заказы­вал музыку Шостаковичу, но по условиям времени замысел осуществлен не был.

Шемякин решил создать одноактный балет на тему “Сказки о твердом орехе” в силу внутренней потребности представить гофманианский мир во всей полноте и сложности. Его занимал насыщенный амбивалентностью конфликт между дву­мя “королевствами”: дневным (обычным, земным) и ночным (призрачным, мы­шино-крысиным), в сопротивлении которым проходит свой путь “инициации” племянник Дроссельмейера.

Музыку к балету, первоначально названному “Принцесса Пирлипат, или наказан­ное благородство”, написал композитор Сергей Слонимский, тонкий ценитель искусства Гофмана и Шемякина. Премьера состоялась 27 февраля 2003 года. Но работа над осуществлением замысла не остановилась. Валерий Гергиев побуждал художника превратить балет в двухактный, что потребовало введения ряда но­вых сцен и персонажей. В расширенном варианте еще более наглядно выступила связь судьбы племянника Дроссельмейера с идеей посвящения. Инициируемый герой должен пройти ряд искушений и испытаний и обрести доступ к “твердому ореху”, обладание которым способно исцелить заколдованную принцессу. С осо­бой наглядностью эта тема нашла свое воплощение в двух феерических сценах: в “подводном царстве” и “царстве веселья”. Даже не видя самого балета, посети­тель выставки, расматривая многочисленные рисунки, может пережить весь драматизм гофманианского искания истины. По аналогии с оперой Моцарта, в которой раскрываются тайны духовного пути, балет в новой редакции получил название “Волшебного ореха” (премьера 13 ноября 2005 г.).

0

Выставка Михаила Шемякина «ТРАНСФОРМАЦИИ ПИКАССО» в рамках Евразийского фестиваля современного искусства в Арт-галерее Ельцин Центра.

 С 6 по 30 июля 2016 года.

image (1)

В рамках Евразийского фестиваля современного искусства в Арт-галерее Ельцин Центра Фонд художника Михаила Шемякина представит эксклюзивную выставку Михаила Шемякина «ТРАНСФОРМАЦИИ ПИКАССО». 42 работы из этой серии будут демонстрироваться в России впервые.

Выставка «ТРАНСФОРМАЦИИ ПИКАССО» знакомит зрителя с американским периодом творчества Михаила Шемякина. В 80-е годы художник переезжает из уютного Парижа в шумный Нью Йорк. Особый нрав города способствовал раскрытию новых граней таланта Шемякина. Именно здесь он начал активно заниматься скульптурой и создавать свои знаменитые трансформации.

Вступая в диалог с великим полистилистом Михаил Шемякин создает серию работ «ТРАНСФОРМАЦИИ ПИКАССО», предметом его интереса выступает портрет, в основном, женский образ. Работы производят очень сильное впечатление. Гармоничность их цветового строя в созвучии с бьющей внутренней динамикой, достигаются посредством ритма заложенного в пересечении цветовых линий, являющихся неотъемлемым приемом в графических трансформациях. В этой серии художник работает с насыщенным цветом, ему мастерски удается сочетать контрастные цвета. Строгость линии, ритм, динамика, напряженность цвета характеризуют всю серию «ТРАНСФОРМАЦИИ ПИКАССО».

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Всего Михаилом Шемякиным было создано с 1983 по 1990 гг. около 60-ти реплик на картины Пабло Пикассо. Эти графические работы в 2014 году Михаил Шемякин выпустил в технике жикле большого формата. Уникальность выставки в том, что данная техника дает возможность продемонстрировать произведения, которые на сегодняшний день находятся в частных коллекциях и сохранились у художника только в виде слайдов.

0

Выставка «Метафизическая голова» открылась в Новосибирске!

В рамках проведения творческого проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина»проводимого при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, состоялось открытие второй выставки «Метафизическая голова в искусстве». Она открылась 01 июля 2016 года в «Городском центре изобразительных искусств», по адресу: 630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова 13.

Выставка включила в себя научно-образовательную часть, состоящую из коллекции изображений на тему «Метафизическая голова в искусстве», представленных в репродукциях работ таких знаменитых художников, как  Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Константин Бранкузи, Жан Арп, Руфино Томайо, Генри Мур и Отто Шлиммер, Хуан Гамильтон,  и др., а также конкурсную часть, которую представили  работы, отобранные в результате конкурса художников из Новосибирска, Омска, Томска, Иркутска, Новокузнецка, Барнаула, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

Выставка завершится в конце августа 2016 г.

0

Выставка «Автомобиль в искусстве” открылась в Сочи

В рамках проведения творческого проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина»проводимого при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, состоялось открытие первой выставки «Автомобиль в искусстве” состоялось 01 апреля 2016 года в  МБУК «Сочинский художественный музей»,  расположенный по адресу: г. Сочи,  Курортный проспект 51.

Выставка включила в себя научно-образовательную часть, состоящую из коллекции изображений на тему «Автомобиль в искусстве», представленных в репродукциях работ таких знаменитых художников, как  Эдуардо Арройо, Бернарда Буффе, Ренато Гуттузо и Энрико Гинато, Вимом Дельвуа и других, а также конкурсную часть, которую представили современные авторы из самых разных городов, таких как Сочи, Самара, Астрахань, Москва и др. Работы художников выполнены в разных техниках: живопись, графика, скульптура, фотография.

На вернисаже была проведена пресс-конференция выставки, на которой с приветственным словом выступил куратор проекта Галина Михайлова, поблагодарив участников выставки и высоко оценив уровень конкурсных работ.

Пресс-конференция была проведена за счет средств субсидии  Министерством культуры РФ.

Выставка продлится до конца июня 2016 года.

0

«Загадки русскаго народа».

Фонд Михаила Шемякина представляет проект

«Загадки русскАго народа»

Загадки русскаго народа афиша

Загадки русскаго народа афиша

 

Серия графических работ Михаила Шемякина «Загадки русскАго народа» – это обращение художника к «забытому» русскому слову. Взяв за основу одноименную книгу  Д.Н.Садовникова, которая и по сей день остается одним из наиболее полных и авторитетных изданий на данную тему, мастер проиллюстрировал фольклорные тексты, связанные с самыми разными темами народного бытования: жилище, утварь, обряды, люди и строение их тела, пища и питьё, рукоделие, украшения, двор и огород, мир животных и т.д. Около 100 оригинальных листов из этой серии будут впервые показаны публике.

Через визуальные образы перед зрителем предстает воскрешение русского языка, делается попытка подступиться к тому, что принято называть особенностями национального менталитета, а говоря проще – русской душой. Ведь именно такой жанр как загадка, способен продемонстрировать уникальность мышления русского крестьянина, его склонность к абстрагированию и абсурду. В этих иносказательных, аллегорических формах уцелел сильный образный язык, смысл которого не всегда понятен современному человеку.

Новый выставочный проект, представленный в Фонде это не только удивительное соединение слова и изображения, но и выявление глубинного смысла русского фольклора, попытка вернуть в наш культурный обиход то, что почти утеряно. С этой целью в рамках проекта был проведен конкурс среди художников, которым было предложено проиллюстрировать тексты пяти загадок. По его итогам более 60 работ дополнят экспозицию выставки, и у зрителя появится возможность сравнить взгляд самых разных авторов на один и тот же сюжет.

Даты проведения выставки 16 мая – 30 сентября 2016 г.

Место Фонд художника Михаила Шемякина

Адрес Санкт-Петербург, Садовая, 11

Куратор выставки Сазонова Ольга, Михайлова Галина

0

В «ФОНДЕ ХУДОЖНИКА МИХАИЛА ШЕМЯКИНА» МОЖНО РИСОВАТЬ

С 13 февраля 2016 года в Фонде художника Михаила Шемякина начинает работу студия практического освоения изобразительного искусства.

Подробнее…

0

В «Фонде художника Михаила Шемякина» можно рисовать

С 13 февраля 2016 года в Фонде художника Михаила Шемякина начинает работу студия практического освоения изобразительного искусства.

Занятия ведут педагоги, преподающие на курсе Михаила Шемякина в Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, окончившие академический институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина, Александр и Наталья Ходюк.

На практических занятиях в нашей студии вы сможете не только овладеть основами классического академического рисунка, вы научитесь по новому видеть мир, смотреть на него глазами художника, а также попробуете сделать первые шаги в искусстве метафизики. Вас, конечно, будут учить рисовать, но, в первую очередь, вас будут учить мыслить, потому что зачастую, мы смотрим, но не видим, слушаем, но не слышим. Это позволит вам разглядеть красоту пятен ржавчины на старом трамвае, открыть удивительный по цвету танец листьев на ветру.

Михаил Шемякин, сам являясь родоначальником многих течений и подходов в современном искусстве, не раз подчеркивал, что многому учился у старых мастеров.
Леонардо Да Винчи сказал: «Не презирай этого моего мнения, в котором я тебе напоминаю, что пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдешь удивительнейшие изобретения, чем ум живописца побуждается к новым изобретениям,…»
Природа находится в непрерывном процессе творчества. Взгляд художника, свободный от шаблонов, способен найти в природе миллионы образов и трансформировать их в своём творчестве. Именно так родились знаменитые на весь мир серии работ Михаила Шемякина «Мир, скрытый в каплях воды», «Тротуары Парижа», «Рисунки в стиле Дзен».

На занятиях вам будет предложена нестандартная система анализа мирового изобразительного искусства, как, например, поиск элементов абстрактной живописи в классических картинах, вычленение геометрического натюрморта в древнерусской иконе. Вы по новому будете смотреть на шедевры живописи и откроете для себя произведения, которые ранее не считали столь выдающимися. Вам предложат системный подход к восприятию изобразительного искусства и научат применять его в своём творчестве

Первое занятие бесплатно. Запись обязательна!
Стоимость одного занятия (3 часа) – 3000 руб.
Начало занятий 13 февраля 2016 г.
График работы: суббота 12:00 – 15:00
Ждем Вас по адресу: г. Санкт-Петербург, ул.Садовая, д. 11, «Фонд художника Михаила Шемякина»
Контактный телефон: 8 812 310 25 14, +7 906 258 82 22
Если вы хотите попасть на первое БЕСПЛАТНОЕ занятие 13 февраля:
— Сделайте перепост этой записи в своих соцсетях.
— Пройдите регистрацию на time pad

Ждем Вас!!!

0

Выставка «Безумный карнавал Северной Венеции» в Цирке Чинизелли.

Фонд художника Михаила Шемякина и Фонд Друзья цирка представляет выставку Михаила Шемякина «Безумный Карнавал Северной Венеции» В Цирке Чинизелли открыта выставка работ Михаила Шемякина «Безумный Карнавал Северной Венеции».

Данная серия работ была выбрана не случайно. Истоки тетра, цирка икарнавала едины и берут начало в площадных гуляньях , где слились воедино музыка, пантомима, трюкачество и актерская игра. Карнавал, во всем его гротесковом, порой полемическом и всегда неожиданном прочтении еще в 60-е годы стал актуальным для творчества Михаила Шемякина. Много лет художник развивает эту тему в станковых и скульптурных произведениях.

Представленная на выставке серия «Карнавалы Санкт-Петербурга» пронизана буйством красок, строго организованных благодаря изысканной линии рисунка, с ее точностью в передаче деталей костюма и масок, навеянных художнику подмостками площадной Комедии дель Арте.

Около тридцати работ Михаила Шемякина украсили пространство цирка. Костюмы со знаменитых карнавальных шествий, организованных Михаилом Шемякиным в Венеции и Санкт-Петербурге, привнесут в экспозицию дух старинного Данная выставка стала первым шагом к готовящемуся совместному представлению Цирка Чинизелли и Михаила Шемякина и будет экспонироваться в главном Фойе цирка на постоянной основе.

 

0

Открытие выставки Михаила Шемякина «Карнавалы и театр» в Новом Уренгое.

10 декабря в Новоуренгойском городском музее изобразительных искусств при поддержке ООО «Газпром добыча Ямбург» открылась выставка Михаила Шемякина «Карнавалы и театр».

Выставка открыта с 10 декабря 2015 по 31 января 2016 года.

Адрес: г.Новый Уренгой, ул.Молодежная,17Г

 

«PRO Новый Уренгой » о выставке

Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств

0
Страница 4 из 15 «23456»