На картине «Плачущая женщина» 1937 года Пабло Пикассо изображает Дору Маар в состоянии абсолютной уязвимости и беспомощности. Портрет может трактоваться как символ страдания женщин, потерявших мужей в гражданской войне в Испании, подвергшейся натиску фашизма. И если на картине Пикассо еще сохраняются индивидуальные черты модели, то Шемякин увеличивает масштаб и создает надиндивидуальный образ человеческого страдания и отчаяния, утрируя разлом формы.
Этапы создания «Герники» – восемь промежуточных фаз работы над картиной и этюды с самим Пикассо, запечатлела на пленку именно Маар, представив миру процесс рождения шедевра.
Тоскуя по своей родине, Пабло Пикассо в 1957 году вступает в четырехмесячный диалог с Диего Веласкесом и его картиной «Менины», и создает за это время 45 трансформаций знаменитого шедевра и образа инфанты Маргариты, а также 13 полотен, связанных с ними тематически. Пикассо преображает «Менины» посредством палитры гризайли и композиции, в основе которой централизованный треугольник и две вертикальные фланговые группы напоминают нам о его знаменитой «Гернике». Эта картина объединяет в себе различные направления в искусстве XX века – деформация экспрессионизма соседствует в ней со сновидениями сюрреализма и фрагментацией кубизма. Пикассо пытается соединить реконструкцию величайшей картины своего предшественника с реминисценциями о собственном шедевре, который может, в свою очередь, повторить успех «Менин».