График работы: ВТ – ВС с 11:00 до 19:00

Интервью Ольги Сазоновой «Иммерсивность как технология выставочной деятельности в сфере культуры»

Генеральный директор Центра Михаила Шемякина Ольга Сазонова раскрывает вопрос иммерсивности как технологии выставочной деятельности в сфере культуры в интервью Татьяне Абрамович.

Как вы считаете изменилась ли зрительская культура сегодня?

— Сегодня мы можем наблюдать тенденцию в сторону развлечения зрителя. В этом контексте любопытно вспомнить книгу Уорда Оссиана «Искусство смотреть», где он делит современное искусство на целый ряд категорий, среди которых: искусство как медитация, искусство как развлечение, искусство как зрелище, как шутка и т.д. Даже по этим названиям хорошо просматривается то, как современные арт-институции смотрят на взаимодействие со зрителем. Такие изначальные функции музея как собирание коллекции, её изучение и хранение отходят на второй план в угоду популяризации.

Выставка «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели». Архитектор Дмитрий Мухин

Почему музей идет на поводу у массового зрителя?

— Потому что музеям сегодня тоже приходится бороться за зрителя. Ещё полвека назад музеи получали финансирование из государственной казны и могли не беспокоиться на какие средства им создавать новые выставки. Во всем мире ситуация резко поменялась в 1960-70-е годы и первые изменения произошли в Великобритании. Маргарет Тэтчер одна из первых обратила внимания на то, что выставки, театры и многие другие культурные институции, создавая академический продукт, очень далеки от широкой аудитории и парламентом было принято решение перевести культурные институции на коммерческие рельсы, чтобы они наравне с другими сферами экономики боролись за своего потребителя. Именно в 60-70-е годы в Европе впервые появляется понятие «маркетинг» в сфере культуры, а в 90-е, в связи с переходом экономики с плановой на рыночную, меняется ситуация и в России. Многие музейные институции для того, чтобы создать какой-то проект помимо бюджетного финансирования должны также искать софинансирование или среди негосударственных фондов, или обращаться к государству, но уже на основании гранта, доказывая, что их выставка или спектакль будет интересен широкой публике. Одним из ключевых показателей в этом случае служит именно посещаемость. Отсюда и тенденция заигрывания со зрителем, появление таких понятий как «выставка-блокбастер» – рекламный слоган, превратившейся в клише, применимое к ряду выставок, которые отвечают определённым критериям – наличие звездных имен художников, применение интерактивных технологий, иммерсивность, большая PR кампания и как следствие всего этого, высокая посещаемость.

Кроме «выставки-блокбастера» и «выставки-аттракциона» ещё есть «атмосферные выставки» или иммерсивные выставки. На ваш взгляд, чем обусловлена популярность иммерсивности сегодня?

— Для начала следует определиться с понятием. Изначально под иммерсивностью понималось погружение в виртуальную среду. Сегодня в понятие иммерсивности вкладывается более широкий контекст, который не предполагает обязательное использование цифровых технологий, допуская атмосферное представление определенной выставки, когда зрителя погружают в выставочную среду, которая способствует более глубокому пониманию идеи экспозиции, гарантирует большую вовлеченность зрителя в выставочный проект. ЦМШ уделяет большое внимание атмосферным выставкам. Наиболее яркий пример — это выставка «Щелкунчик» Михаила Шемякина. Театр художника», приуроченная к 20-тилетию этой, уже классической, постановке Михаила Шемякина на сцене Мариинского театра. На данной экспозиции было выстроено пространство, которое вызывало у зрителей ощущение, что они оказались за кулисами Мариинского театра и могут подсмотреть как происходит процесс рождения спектакля.

«Михаил Шемякин. Театр художника». 2021. Группа архитекторов: Дмитрий Мухин, Александра Мустейкис, Настасья Иванова

С чем же связано смещение фокуса внимания музейных институций с традиционных методов экспонирования на создание атмосферной экспозиции?

— На этот вопрос можно отвечать по-разному, например, через призму поколенческой парадигмы. Поколение миллениалов (рожденные в период 1981-1996 гг. – примечание интервьюера), представляет сегодня большой пласт общества, с точки зрения их активности и вовлеченности во все общественные процессы, в том числе, связанные с искусством. Согласно статистике, именно эта группа людей сегодня активно посещает выставки и коллекционирует искусство. Поэтому музеи во многом ориентируются на миллениалов. Одной из главных особенностей данной возрастной группы является желание активно участвовать в процессах, к которым они оказываются причастными. Также это первопроходцы в медиа. На их долю выпадает самый большой процент блогеров. Если предыдущему поколению достаточно было прочитать экспликацию, ознакомиться с этикетажем, то для миллениалов очень важно эмоциональная включенность, они не боятся менять реальность под собственные интересы и потребности. И иммерсивность – это ответ на запрос миллениалов в участии в выставочных процессах, которые сегодня предлагает общество.

Учитывая Ваш опыт создания атмосферных выставок, можете ли Вы сказать как реагируют посетители на такой новый формат?

— Мы стараемся выстраивать баланс между созданием атмосферной выставки и данью уважения перед самим произведением искусства. Что очень важно, поскольку с атмосферой можно очень легко заиграться и, в конечном итоге, главной на выставке окажется именно она, что априори ошибочно. Благодаря такому подходу мы не сталкиваемся с претензиями со стороны наших посетителей, напротив, видим интерес, вызванный погружением в определенный контекст, в том числе благодаря использованию технологичных и архитектурных решений.

К каким техникам и средствам обращаются чаще всего при создании атмосферной выставки? Это те же средства, что и для более традиционной выставки?

— Как показывает наш опыт, атмосферная выставка должна строиться вместе с профессиональными архитекторами. Немаловажную роль играет включение современных технологий – начиная от qr кодов, которые дополнительно создают информационное поле, позволяющее человеку получить более подробную информацию, и заканчивая световыми и звуковыми эффектами. На новой выставке «Видение капель» мы используем звуковое сопровождение, написанное современным композитором специально для нашей выставки.

«Михаил Шемякин. Видение капель». 2022. Архитектор Татьяна Танджа

Трансформировалась ли роль кураторов и дизайнеров с изменением в подходах к построению выставки?

— Сегодня основная задача куратора и дизайнера выставки – работать в паре. Это довольно непросто. И у куратора, и у архитектора есть своё видение темы и проблематики выставки, но для них очень важно прийти к пониманию между собой. Смена ролей куратора, архитектора и дизайнера может привести к перекосу в ту или иную сторону, например в сторону оформления выставки. Нужно понимать, что художника можно не просто обидеть, «отодвинув» его произведения на второй план, но и нарушить авторские права, например видоизменив их в угоду современным технологиям.

Какое будущее у иммерсивных выставок?

— Давать прогнозы очень сложно, но мне кажется, что главное чтобы выставка была хорошей. Возможно, это звучит прозаично, но сделать действительно хорошую выставку непросто. Я думаю, что будущее за серьезными профессиональными экспозициями, которые содержат определённую атмосферную составляющую. Главное, чтобы этот экспозиционный рост шел с уважением к произведениям искусства, к художникам, и современным и художникам прошлого, а также к зрителям.

Интервью взяла Татьяна Абрамович. Санкт-Петербург, 2022 г.