График работы: ВТ – ВС с 11:00 до 19:00

Круглый стол «Индустриальная архитектура Петербурга: презумпция разрушения или сохранения?»

Круглый стол состоялся в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» (СПб, ул.Рубинштейна, д.30/А).

В ходе встречи по вопросам охраны и приспособления памятников индустриальной архитектуры Петербурга к современному использованию выступила с докладом представитель Фонда Михаила Шемякина — Ирина Каршибаева:

Деятельность Фонда художника Михаила Шемякина изначально была направлена на поддержку непризнанного, недооценённого. А значение памятников архитектуры в стиле Red Avangard как раз недооценивается в нашей стране, в отличие от многих стран, где к этому направлению в архитектуре относятся с большим уважением. Поэтому наш Фонд готов всемерно поддерживать и участвовать в работе по сохранению индустриального наследия, тем более, что именно в Санкт-Петербурге сохранились замечательные здания и целые комплексы, ансамбли этого стиля. Вариантом сохранения и использования промышленных зданий 19-20 веков явилось бы создание в одном из таких комплексов Центра Современного Искусства. Мы знаем, что уже очень многие инициативные группы и организации предлагали подобные проекты, но такого Центра в нашем городе по-прежнему нет. Уже много лет о необходимости создания музея современного искусства говорит и М.М.Шемякин. Такой музей действительно очень нужен в Санкт-Петербурге, а промышленные здания в стиле Авангард конца 19 – начала 20 века, расположенные в историческом центре города, идеально подходят под музейный комплекс.

Все понимают необходимость сохранения дворцов в стиле классицизм, барокко и т.д. А вот воспринимать как культурное наследие авангардистские здания фабрик и трамвайных депо нас не научили. Рассказывать всем об их ценности, объяснять общественности их историческую и культурную значимость – мне кажется это сейчас самая важная наша задача. Избавить общество от непонимания ценности «промышленной архитектуры» 19-20 веков. Трудность в общении с инвесторами, желающими вложить деньги и использовать эти объекты – как раз оттого, что они тоже являются частью общества и тоже не умеют увидеть, что эти здания нельзя сносить, что их нужно реставрировать и использовать, сохраняя.

Недалеко от помещения нашего Фонда на наб. Фонтанки, дом 3, располагается уникальное здание электрической подстанции архитектора Кохановой. Его или просто не замечают, или недовольно морщатся. Однако мнение большинства людей об этом здании резко менялось, когда я просила рассмотреть его внимательней. «О, так это же Малевич!» — радостно восклицали они. И так с каждым объектом индустриального наследия – людям необходимо объяснять, чтобы они знали, как смотреть. Мы надеемся, что первый запланированный совместный проект Фонда художника Михаила Шемякина и ВООПиК, с доктором архитектуры Маргаритой Сергеевной Штиглиц, будет масштабным и действенным как раз в этом направлении.