Подделка эстампа
Одной из ключевых черт подделки работ является — подделка эстампа. Самый примитивный способ подделать эстамп — это отсканировать изображение на принтере. Человек, который держал в руках литографии, сделает это легко. Для остальных ниже будут перечислены основные признаки подделки.
Самый известный способ подделать эстамп — выдать его за типографский постер, отпечатанный офсетным способом. Наиболее изысканной подделкой можно назвать попытку создать настоящий эстамп (например, литографию или офорт), который бы в подражание оригинальному стилю художника представлял бы из себя его несуществующее произведение. Именно так и поступили создатели живописных подделок Шемякина. Сам художник подтвердил, что никогда не писал этих произведений, но они скомпилированы с его вещей и носят узнаваемые признаки его стиля.
Сегодня существует практически только один художник, эстампы которого подделываются — это Сальвадор Дали. В интернете вы легко найдете предложения купить его гравюры, офорты, литографии.
Для того, чтобы различить цветной литографский оттиск и принтерную распечатку, не обязательно иметь длительный коллекционерский стаж. Подержав в руках несколько раз в своей жизни цветные оттиски, вышедшие из под литографического камня, вы навсегда сохраните впечатление от своеобразного характера изображения и фактуры цветной литографии. Однако даже эксперты иногда ошибаются. Вот несколько важных признаков литографического оттиска:
Бумага
В литографии используется бумага высокой плотности, в редких случаях применяются тонкие сорта бумаги (Japon), впрочем, также рассчитанной специально для литографического пресса. Все известные нам литографии Шемякина оттиснуты на плотной белой бумаге. Это либо самая распространенная в литографии Arches, либоBFK Rive. Исключением является ограниченный тираж «Чрева Парижа», оттиснутый на бумаге Japon, но при этом также использовалась очень плотная разновидность этой красивой бумаги.
На полноформатных листах бумаги Arches обязательно читается водяным знаком ее логотип. На малых и средних форматах логотипа может не оказаться, поскольку для них лист бумаги режется на 2 или на 4 части), и знак остается лишь на одной из этих частей. Эти дорогие сорта бумаги имеют матовую пористую поверхность, хорошо впитывающую именно литографские краски. Кстати, для офсетной печати такая бумага непригодна, цветные типографские постеры обычно печатают на мелованной (глянцевой) бумаге меньшей толщины.
Краски
Если вы посмотрите на типографский постер (или любую картинку из глянцевого журнала) при небольшом увеличении, вы увидите, как она распадается на множество точек, так называемый офсетный растр. В художественной литографии вы этого эффекта не встретите, каждый цвет всегда ложится плотным, ровным, безрастровым слоем, иногда напоминающим слой гуашевой краски. Из-за хорошей впитываемости краски на литографских отпечатках обычно матовые и не имеют блеска. В литографиях Шемякина, благодаря его сложным фактурам и фонам, эти краски носят особенно бархатистый характер.
В литографии каждый цвет оттискивается своим камнем, вы можете увидеть едва заметную фактурную разницу на границе того или иного цвета. Кроме того предполагаемый фальсификатор встанет перед следующей технологической проблемой. Если он использует жидкие чернила (струйный принтер), ему придется применять специальные типы бумаги со впитывающей поверхностью, что сразу выдаст распечатку. А при печати твердыми пигментами (лазерный или другой твердочернильный принтер) появится блеск, лоснение, исчезнет матовый, бархатистый эффект литографических красок. К тому же бумага Arches вообще не подходит для принтеров и плоттеров, тем более если сохранить ее бахромчатый край.
Подпись художника
В случае с Шемякинской подписью это просто подарок для эксперта. Полностью и крупно написанная фамилия, уверенный и роскошный росчерк. Особенно эффектны подписи под большими листами, где художник пользуется мягким карандашом. Здесь подпись кажется элементом самого произведения. На листах малого формата (например, на квадратных листах «Карнавалы С-Петербурга») художник использует обычно твердый карандаш, подпись здесь имеет скромные размеры с минимумом росчерков). Почти на всех эстампах художник расписывался именем CHЕMIАKINE — так транскрибируется его фамилия по-французски. Переехав в США, он сохранил французскую транслитерацию, но, подписывая живописные работы, стал опускать букву «Е» на конце (CHЕMIАKIN), поскольку с ней фамилия становилась неудобочитаемой для американцев.
Литография всегда подписывается простым карандашом. Можно по-разному объяснять эту традицию, но главная причина в том, что след карандаша на бумаге практически невозможно имитировать техническими средствами.
Нумерация экземпляров
Также как и подпись, нумерация проставляется карандашом. Она имеет вид дроби, где числитель — номер экземпляра, а знаменатель — число отпечатанных листов (тираж). Помимо указанного тиража всегда существует некоторое количество вполне легально допечатанных экземпляров. Они либо обозначены специальными литерами, либо не нумеруются вовсе (достаточно одной подписи). Таких экземпляров обычно не более 10% от общего тиража.
Знак печатника
Важный признак аутентичности литографии. Некоторые особенно значимые проекты печатная мастерская отмечает своим рельефным штампом. Этот признак является достоверным подтверждением литографии, оттиснутой в соответствующем ателье. Впрочем, знак обычно отсутствует на оттисках малого формата и на некоторых оттисках среднего формата.
Контрафакт
Другой пример недобросовестного предложения от продавца эстампа — неправомерно отпечатанная копия. От самого Шемякина нам известно лишь об одном, довольно курьезном случае контрафакта, связанного с его литографиями. В 1990-е годы некая российская литографическая мастерская самостоятельно (т.е. без разрешения и уведомления автора) периздала популярную на Западе серию из четырех работ, посвященных балетам Стравинского. Определить подделку несложно:
- оттиски выполнены на простом «ватмане» (французские ателье обычно печатают на бумаге ARCHES или BFK RIVE);
- присутствуют только 4 цвета, причем несовпадение цветов при печати заметно простым глазом.
Справедливости ради необходимо сказать, что издатели не пошли на подлог, и литографии распространялись без подделанной подписи.
Можно быть уверенным, что появление подобного «проекта» было возможно только на общем фоне нигилизма в сфере авторского права. Это было характерно для 90-х годов прошлого века. Сегодня трудно представить себе издателя, который рискнул бы вложиться в печать литографий без ведома автора. Общеизвестно, насколько сам Михаил Шемякин строг и справедливо беспощаден к попыткам вторгнуться контрафактом в пределы его творчества.
О провенансе
Наилучшей гарантией на рынке художественных произведений, конечно, является хороший провенанс — достоверная информация о происхождении вещи. Это естественно для живописных произведений, стоящих десятки, сотни тысяч, миллионы. Эстамп — более демократичная область рынка искусства, имеющая дело с произведениями в ценовых границах от нескольких десятков до 2-3 тысяч евро, они гораздо легче меняют владельцев, практически не подделываются. Сведения о провенансе эстампа заканчиваются обычно первичным рынком, т.е. печатным ателье, из которого тираж разлетается по мелким и крупным дилерам, коллекционерам, спекулянтам, или небольшими партиями в специализированные галереи эстампа. Первичный рынок эстампов Михаила Шемякина закрыт уже довольно давно. Последние отпечатаны в начале 1990-х годов.
Сергей Скрипкин.