М. Шемякин, выставка 2 судьбы, иллюстрации к стихам Высоцкого

Михаил Шемякин. Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого.

Всего Михаилом Шемякиным было проиллюстрировано 42 песни и стихотворения Владимира Высоцкого – по годам жизни поэта. Все они собраны в книге «Две судьбы», работа над которой велась на протяжении десяти лет и увидела свет в прошлом году. Графические работы к стихам Высоцкого – это итог тридцатилетней работы Михаила Шемякина. Вниманию зрителей предлагается «художественно-графический памятник Владимиру Высоцкому и его творчеству».

Иллюстрации Михаил Шемякин распределил по темам: судьба, алкоголь, охота на волков, психбольница, цветы зла, гражданская война, Великая Отечественная война, Россия.

Каждая иллюстрация сопровождается комментариями художника и отчасти пересказывает длительные беседы, которые Михаил Шемякин вел со своим другом Владимиром Высоцким.

В нашем киоске можно купить книгу «Две судьбы», в том числе с автографом автора.

Во время своих редких визитов во Францию Владимир Высоцкий часто бывал в парижской мастерской художника. Под впечатлением от увиденной серии работ «Чрево Парижа», а также от рассказов Михаила Шемякина об этих удивительных людях, поэт за одну ночь написал стихотворение «Тушеноши»:

…Кончал палач – дела его ужасны,
А дальше те, кто гаже, ниже, плоше,
Тоскали жертвы после гильотины:
Безглазны, безголовы и безгласны,
И, кажется, безсутны тушеноши,
Как бы катками вмяты в суть картины…

Иллюстрации, вошедшие в экспозицию, дополнены 12 эскизами, которые демонстрируют сложный и длительный процесс работы художника.

Тема палача и осужденного не раз возникает в творчестве поэта. Его другое стихотворение «Разговор с палачом» уже напротив, художник Шемякин переводит из поэтической в форму изобразительную. На рисунке – условная фигуру Высоцкого с прободенной рукой, отсылающая нас к мученикам раннего христианства. В тоже время, одежда рядом сидящего палача и орудия пыток возводят к средневековью, а электрическая лампочка над двумя фигурами безысходно возвращает нас в современность. Тем самым, сначала поэт, а затем и художник погружают зрителя во всемирную историю казни и пыток, которыми так «богато» человечество.

Другой рисунок, созданный ранее, еще 1985 году, иллюстрирует песню «Серебряные струны». Эта иллюстрация послужила основой для обложки альбома полнометражных семи пластинок под названием «Песни Владимира Высоцкого в записях Михаила Шемякина». Выбор обложки не был случайным, поскольку блатные песни занимали особое место в творчестве Высоцкого. На рисунке изображен заключенный, орущий песни под гитару, а за ним из мрака тянется вереница людей блатного мира. На переднем плане рисунка мы видим фрагмент ранее созданной иллюстрации к песне «Побег на рывок», имеющей посвящение другу Высоцкого заключенному Вадиму Туманову – золотоискателю, сидевшему в лагерях и неоднократно из них бежавшему. Сцена побега заключенного положена в основу иллюстрации.

Выставка дополнена фотографиями, сделанными в парижской мастерской Михаила Шемякина в 1976 году известным французским фотографом Патриком Бернаром. На этих редких снимках Владимир Высоцкий изображен на фоне своей любимой работы Михаила Шемякина «Метафизический бюст».

В 2012 году выставки, посвященные данным иллюстрациям проходили сначало в ГМИИ им. Пушкина в Москве, а затем в Русском музее в Санкт-Петербурге. Таким образом, творческий диалог между художником и поэтом, начавшийся еще в Париже в 1976 году, продолжается и по сей день.

Михаил Шемякин создал жикле со своих иллюстраций и эскизов, первый номер которых (всего пять) хранится в Фонде художника.

Фото с прошедших выставок: